Зотая поэзия. Литературный портал
Золотой век русской поэзии
Серебряный век русской поэзии
СССР - послевоенный период
Лирика Востока

 

Саша Чёрный

 

Святая наивность

Конечно, нужно возвращаться. А. В. Пешехонов. «Почему я не эмигрировал» Если б я торговал корсетами, Кокаином или браслетами, Если б я был куафером, шофером, Или секретных дел акушером,— Не нуждаясь в благословении Пешехонова, Я бы уехал без оного. Все такого рода двуногие Обходятся без всякой идеологии: Клиентура красных придворных дам И изобилие советских панам Создают такую пышную среду, Что в ней можно жиреть хоть в аду… Да и техника возвращения Не представляет для них затруднения: Почтительное выражение глаз И превращенный в валюту алмаз. * * * Но у эмигранта-интеллигента Душа и тело не из брезента… Как прикажете начать комиссию? Прибежать в советскую миссию И под взглядом глумящихся глаз Сочинить сто анкетных фраз? «Прабабка моя сочувствовала капиталистам, Я же с детства беспартийно тянусь к коммунистам, Во время старого режима Пострадал в полку нестерпимо — За смех во время переклички Был лишен ефрейторской лычки. Потупив очи к советскому подножью, Все свободы считаю буржуазной ложью. Цель моего возвращения — Культурное ближним служение…» Ах, как будут ржать советские снобы! Еще бы… «Послушайте, кислый червяк, У вас в порядке чердак? Если даже при Троцком, обожавшем „Русское богатство“, Даже Пешехонов был выслан из красного братства В числе многих прочих, Неподходящих для крестьян и рабочих,— То зачем нам обменная эта кадриль, Что за гиль!..» * * * Допустим на миг, что советская братия Разрешит самораспятие, Допустим, что после злобных допросов, Надменных разносов, Узилищ-чистилищ Подарят жалкий остаток жизни, Достойный слизня, И разрешат эмигрантскому парию Ради хлеба влезть в канцелярию, Заниматься статистикой И прочей дутой эквилибристикой… Разве там мало своих голодных, Готовых на все, что угодно? Ведь цель возвращения — Культурное ближним служение… Что там делать свободной музе? Исследовать «книжные знаки»? Что там делать студенту? Кустарить в «рабфаке»? Что там делать ученым? Спросите у тех, кто выслан… Распинаться ведь тоже надо со смыслом. * * * Чуждый идейного «лампадства», Я тоже встарь увлекался «Русским богатством» (Номера с рассказами Муйжеля, правда, не в счет), Но сегодня «Богатство» уже не оплот: Дух и гордость встают на дыбы? Есть различные на свете рабы, Но томиться рабом у родного народа — Подвиг особого рода.